Детский сад №17" г. Усолье-Сибирское группа "Звёздочки"
Нужны ли детям загадки?А вы загадываете ребенку загадки? Если ребенок дошкольник — то чаще всего он слышит загадки в детском саду на занятиях или вместе с мамой читает книжки цикла «Загадки-отгадки». Школьники встречаются с загадками на уроках, а вот дома, к сожалению, сталкиваются с ними достаточно редко. Многие взрослые считают загадку просто игрой, развлечением. Так ли это на самом деле? Нужны ли школьникам загадки? Загадка занимает особое место в развитии мышления ребенка, причем, не только дошкольника. В последнее время многие учителя отмечают, что большинство школьников плохо отгадывают загадки. Разгадывание загадок — это прекрасная гимнастика для мозга, развивающая логическое мышление, Загадка отличается от других логических задач тем, что здесь необходимо отгадать описываемый предмет, причем, рассматривать надо не буквально, а образно или широко. Необходимо сравнивать, сопоставлять характеристики предмета, припоминать знакомые явления, находить сходства и отличия, уметь составлять целое из различных признаков. Таким образом, разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Именно поэтому загадка — не просто забава для ребенка, а средство формирования интеллекта. Попробуйте загадать эти загадки школьнику. Справится? Бежит без ног, не зная горя, И добирается до моря. (река) Оно рычит, не уставая И вечно что-то пожирает, И, солью блюда посыпая, Водой их тут же запивает. (море) Практика показывает, что далеко не все третьеклассники и даже четвероклассники могут отгадать подобные загадки. И не удивительно. В этих загадках нет прямых признаков предмета, они завуалированы, показаны образно. И такие загадки особенно трудны, но очень полезны. Сейчас, благодаря Интернету, любую информацию можно получить быстро и в неограниченном объеме. И это значительно расширяет наши возможности. Найдите различные загадки и загадывайте ребенку как можно чаще. Но только не стоит подсказывать сразу, как только ребенок попросил. Пусть подумает сам. Можно сначала подсказать, к какому типу слов или явлений относится отгадка. Например, в этих загадках, можно сказать, что это неживая природа. А дальше побуждайте ребенка анализировать признаки и сравнивать их со знакомыми явлениями. Например, в первой загадке можно спросить, что бежит до моря. Понятно, что до моря могут бежать и животные, и люди. А без ног что может бежать? И так, с помощью наводящих вопросов, можно подвести ребенка к правильному ответу. Часто встречаются сборники загадок, где отгадки уже нарисованы в виде картинок или даже написаны. На первых порах, пока ребенок маленький, это даже хорошо. Вы учите сравнивать загадку и картинки, находя общие признаки. А вот в старшем дошкольном возрасте лучше уже загадывать загадки без зрительной опоры, на слух. Таким образом, вы усложняете задачу для ребенка и заставляете мозг работать на полную мощность. Анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и приучает детей внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запоминать их, употреблять в своей речи и самим создавать точный образ какого-то предмета. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, учит детей рассуждению, доказательству, развивает способность к анализу, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, т.е. развивает логическое мышление. Предложите ребенку отгадать.
15 марта 2015 в 03:38
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.